Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (14-15) Июнь 2003г

От главного редактора

Бочков С.О., главный редактор

В послании Президента В.В.Путина Федеральному Собранию РФ поставлены задачи консолидации общества и радикального ускорения темпов экономического роста. Эти задачи тесно связаны.

До сих пор экономические реформы зачастую понимались лишь как создание оптимальных условий для производителей, ограничение вмешательства государства в экономику, создание конкурентной среды. Но прошло уже более десяти лет с начала либерализации, а результаты остаются довольно скромными. И бюджет не наполнился в достаточной мере, чтобы выплачивать достойную зарплату госслужащим, и большое количество высокооплачиваемых рабочих мест не создано, и предприниматели продолжают страдать и от коррупции, и от криминала. Это при том богатстве, которым обладает наша страна. В чем же дело?

По-видимому, важна направленность реформ. Не создание "идеального" рынка, а построение такого общественного и экономического уклада, в котором согласованно учитывались бы интересы и государства, и государственных предприятий, и частных предпринимателей, и акционеров, и трудящихся. Опыт показывает, что без широкой поддержки населения, понимания людьми целей реформ, понимания, что они от этих реформ получают, никакие "схемы" не срабатывают, тонут в трясине общественного неверия и безразличия, используются лишь для наживы отдельных лиц, искажаются исполнителями на местах.

Люди все чаще спрашивают - как очередные планы властей отразятся на нас? Это касается и разграничения полномочий между уровнями власти, и административной реформы, и реформы жилищно-коммунального хозяйства, и реформы недропользования, и включения в оборот земель, и создания системы ипотечного жилищного кредитования, и реформы электроэнергетики, и реформы МПС, и других… Не ответив на вопрос "Что преобразования дадут людям?", нельзя получить заинтересованное участие широких масс населения, не будет консолидации общества, невозможно решить и задачу ускорения экономического роста.

Реформы тогда будут успешны, когда в самом начале будет четко обозначаться их цель - защита прав людей и подъем их жизненного уровня. Инвестиции тогда придут в страну, когда их рост будет напрямую повышать уровень достатка рядовых семей, тогда инвестиции и будут защищенными. Административная реформа тогда перестанет буксовать, когда в ходе ее проведения начнут лучше защищаться права и интересы как самих госчиновников, так и широких слоев населения, а не ведомств. Чтобы экономические реформы были успешны, надо, чтобы их непосредственной, понятной для всех целью было решение социальных проблем.

Законы, по которым живет страна, пишутся специалистами, но те просто облекают в юридически грамотную форму экономические и социальные модели, по которым начинает жить общество. А эти модели вырабатываются самим обществом, в них отражаются его традиции, уровень культуры, уровень духовности. Дело не в недостаточной юридической проработке законов - дело в том, что мы сами еще не поняли, что нельзя стать счастливыми поодиночке. Китайские философы писали, что аморально жить богато в бедной стране. Это некая крайность, это дело выбора каждого. Но то, что экономическую систему нужно строить в интересах максимально широкого круга граждан - это точно.

Поэтому нужны и малый бизнес, и местное самоуправление, и природоохранная работа, и защита труда, и социальные программы, и опережающие вложения в систему образования, пусть даже они будут обременительны для государства. Поэтому нужно учитывать мнение людей при проведении реформ. Все это окупится многократно.

Главный редактор,
Председатель движения «За правовую поддержку отечественных товаропроизводителей»
С. О. Бочков