Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Шелепов В. В., заместитель Министра энергетики РФ

10 лет прошло с тех пор, как был принят Закон РФ "О недрах", положивший начало лицензированию и пользованию недрами. За этот период система была опробована, накопился опыт работы на условиях лицензионных соглашений, стала привычной система предоставления права пользования недрами. С другой стороны, накопленный опыт и время высветили недостатки и законодательные пробелы.

Основным недостатком действующего законодательства является отсутствие четко прописанной процедуры лицензирования, в первую очередь, порядка проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Положение о порядке лицензирования пользования недрами принято в 1992 году и сначала носило рамочный характер, крайне схематично определяло правила игры, что требовало принятия большого количества ведомственных нормативных актов, допускало разночтения и часто приводило к длительным судебным разбирательствам или чиновничьему произволу.

В 1997 г. была предпринята попытка исправить сложившуюся ситуацию. В первом чтении был принят законопроект "О лицензировании пользования недрами". В стадии подготовки ко второму чтению этот законопроект находится уже 5 лет, хотя Минэнерго России постоянно в официальных письмах, в выступлениях на совещаниях и конференциях говорило о необходимости срочной доработки и принятии этого законопроекта в установленном порядке.

Анализ состояния дел в минерально-сырьевом комплексе страны со всей очевидностью доказал необходимость принятия мер, направленных на повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы, необходимости определения стратегических направлений развития отношений недропользования, совершенствование законодательной базы.

В 2002 г. процесс законодательства в этой области резко активизировался, причем не в направлении внесения поправок в действующие законодательные акты, а в направлении создания нового базового документа, который как минимум на десятилетие определит правила игры в такой важной для страны сфере.

Только во втором полугодии текущего года были официально вынесены на рассмотрение два проекта Кодекса РФ о недрах, подготовленные группой депутатов Государственной Думы РФ и МПР России. Кроме того, Минэкономразвития России в виде концепции были продекларированы основные направления проекта новой редакции ФЗ "О недрах". Проекты вызвали многочисленные споры как на федеральном уровне, так и в регионах.

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 10 октября 2002 года, были определены основные направления, по которым министерства и ведомства, в том числе и Минэнерго России, будут продолжать работу по совершенствованию законодательства о недрах. Основная составляющая нового базового закона в этой области направлена на эффективное развитие минерально-сырьевого комплекса России.

В рамках этих решений хотелось бы обозначить позицию министерства по данному вопросу.

1. Стратегическая основа развития законодательства в области недропользования. Безусловно, создавая базовый законодательный акт, действие которого не планируется ограничить коротким сроком, необходимо знать: какая же долгосрочная государственная политика принята в этом направлении? Мы считаем, что необходимо ускорить принятие в установленном порядке основ государственной политики в сфере недропользования и развития минерально-сырьевого комплекса РФ. На сегодняшний момент это первоочередная задача специально созданной и постоянно действующей рабочей группы при Госсовете РФ. Было бы логично, чтобы новый закон закрепил основные стратегические аспекты.

2. Эволюционное и революционное развитие отношений недропользования. Мы - сторонники эволюционных изменений и можем объяснить почему. Минэнерго России осуществляет государственную политику по обеспечению экономики страны горючими полезными ископаемыми, которые в подавляющем большинстве являются не только стратегическим сырьем, их реализация обеспечивает почти третью часть дохода бюджета. Поэтому считаем, что все новации, способные повлиять на стабильность в этих отраслях, должны быть опробованы на ограниченном количестве объектов недропользования.

Переход страны на условия рыночной экономики, безусловно, требует поиска новых путей для более эффективного использования государственной собственности, в том числе запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах, и использовать при этом принятые в практике добывающих стран элементы гражданско-правовых отношений.

Допуская использование дополнительных форм договорных отношений, Минэнерго России, однако, полагает, что лицензионная система далеко не исчерпала свои возможности, имеет все основания оставаться превалирующей. Во-первых, состояние переходного периода, если он коснется недропользования в целом, может создать массу проблем, на устранение которых понадобится время, средства и силы, мы это уже знаем по 10?летнему периоду становления лицензионной системы. Во-вторых, учитывая, что недра и их содержимое - государственная собственность, основа экономической безопасности, немаловажным в отношении недропользования является эффективность государственного регулирования. Преимущественный перевод пользования недрами в плоскость гражданско-правовых отношений, может быть, и привлечет на короткое время дополнительные средства в государственную казну, но, безусловно, ослабит возможность государства контролировать рациональное использование своего основного богатства.

С другой стороны, оставшись без средств, получаемых за счет отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, государству необходимо искать новые возможности привлечения финансов и выполнения работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы страны.

Вполне возможно, что привлечение недропользователей к геологоразведочным работам на условиях договора подряда, особенно на региональном этапе изучения недр, поможет государству решить достаточно серьезную проблему при возможности нормального финансирования государственного заказа.

Проблему же более полной выработки остаточных запасов вполне можно решить путем заключения договоров аренды. Однако сторонами договора должны быть владелец лицензии и привлекаемые им для специальных работ организации.

Попытка внедрить такую систему была предпринята на месторождениях "Татнефти" и, на наш взгляд, оказалась достаточно успешной. К сожалению, отсутствие законодательного закрепления арендных отношений в действующем законодательстве о недрах не позволило продолжить этот эксперимент.

Договоры концессии можно было бы использовать для привлечения инвестиций, т. е. для крупных объектов недропользования в неосвоенных районах, разработка которых требует больших капиталовложений.

Новый законопроект должен достаточно полно охватывать все направления в отношении недропользования, основываться преимущественно на нормах прямого действия, не ослаблять возможности государственного регулирования и, самое главное, должен законодательно закреплять основные стратегические направления государственной политики в области недропользования и развития минерально-сырьевой базы России.

Основная задача любого государства при использовании недр - рациональная выработка запасов содержащихся в них полезных ископаемых, поэтому необходимо законодательно закрепить за государством право проводить экспертизу проектной документации и выбирать приемлемый для государства вариант разработки месторождения полезных ископаемых.

Изучив все проекты и концепции, разработанные в последнее время в этой области, считаем, что к этим требованиям наиболее близки по смыслу, идее, конструктивной форме проекты Кодекса о недрах. Считаем, что при подготовке в 2003 г. нового законодательного акта о недрах эти законопроекты вполне можно взять за основу и доработать совместными усилиями.