Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Циканов М.М., заместитель Министра экономического развития и торговли РФ

Изложу коротко и тезисно суть концепции, которую мы разработали. Она согласована с основными экономическими ресурсопользовательскими ведомствами в Правительстве РФ и содержит 7 позиций.

1. Инсталляция собственника. В форме, в которой сегодня декларируется собственник в Законе "О недрах", она совершенно аморфна. Юридическое правоприменение того понятия собственника, которое там есть, невозможно, поэтому нужно инсталлировать собственника. Нужно четко сформулировать, что за исключением общераспространенных форм собственности декларируется федеральная собственность на недра. Как это будет сформулировано в законе, мы готовы обсуждать.

2. Переход в праве пользования недрами преимущественно к гражданско-правовым отношениям. Существующая система лицензирования содержит в себе много лишней информации. Любой контакт бизнеса с бюрократией заканчивается коррупцией, а большого бизнеса с бюрократией - большой коррупцией. Это очень коррупциогенный фактор в недропользовании. Нужно применение лицензионной формы недропользования сделать более ограниченным, экономически менее привлекательным.

3. Выделение разведки в качестве самостоятельного вида пользования недрами. Здесь позиция такая: разведка недр - больше государственная прерогатива, государство должно заниматься разведкой, и она должна стать государственной собственностью.

4. Обязательное наличие состязательного принципа при предоставлении права пользования недрами, т.е. обязательный конкурс, аукцион. То, что называется государственной собственностью, обязательно должно продаваться на аукционе, но уже с зафиксированными некими условиями, которые поставлены на учет в Госкомитете по запасам РФ. Коррупционный фактор должен быть как можно более ограничен в своих возможностях.

5. Дифференциация платы за пользование участками недр. Это наиболее важный пункт. При разработке своего варианта мы исходим из того, что основные параметры использования или технико-геологические финансовые условия должны быть выставлены на аукционе. На аукционе или на конкурсе продаются уже зафиксированные условия, и эти условия, за исключением коэффициента извлекаемости, не могут быть изменены.

6. Свободный оборот хозяйственных прав. Вопрос дискуссионный, но должен быть достаточно свободный оборот хозяйственных прав на землепользование.

7. Роль субъектов РФ. Регулятивные контрольные функции в полном объеме должны принадлежать собственнику. Исполнительные функции, а это в большей степени функции гражданского права, могут передаваться субъектам в форме договоров поручений. Однако все субъекты находятся в разной степени готовности к применению этой практики. Поэтому здесь опять же должен быть принцип избирательности.

Вот та концепция, которая была направлена в Правительство РФ, тот вариант, который согласован с МПР России, с Минэкономразвития России. Именно эту концепцию мы планируем дальше дорабатывать, приводить в форму закона.