Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 4 (13) Декабрь 2002г

Источники экономического роста. Правовые и нормативные пути их реализации

Аксаков А.Г., заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ

Я полагаю, что сегодня Россия переживает особый этап развития после кризиса 1998 г. Его условно можно назвать либо стабилизационным, если оптимистически подходить к этому этапу, либо стагнационным. То есть экономика в общем-то и не растет, и не падает. Этот этап, на мой взгляд, объективно должен закончиться в следующем году. И, исходя из задач этого этапа, проект бюджета следующего года можно в целом оценить как приемлемый, поскольку вряд ли в сложившихся обстоятельствах слабого по объемам ресурсов бюджета, значительных выплат по внешнему долгу, незавершенности этих форм, приближающихся выборов можно было ожидать каких-то революционных предложений по проекту бюджета.

Задачи уходящего этапа можно назвать техническими. Это запуск механизмов по диверсификации экономики, судебной реформе, земельной реформе, адаптация к рыночным условиям трудового и пенсионного законодательства, формирование более цивилизованных правил игры для бизнеса. Поэтому и Правительство, и Дума должны были расчистить ворох проблем, накопленных в прошлые десятилетия. Очевидно, что передышка для наших исполнительных органов власти прежде всего была обеспечена эффектом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Показатели ВВП за последние 2 года показывают, что имеется устойчивая динамика затухания роста ВВП. К тому же есть сомнение в достоверности его динамики в этом году. Объективный рост ВВП будет сопровождаться ростом производства электроэнергетики, однако уровень производства в этой отрасли находится на уровне прошлого года, т. е. не растет. Соответственно, возникает вопрос: за счет чего обеспечивается рост промышленности и в других отраслях?

О качественном росте вообще не приходится говорить, поскольку практически весь рост обеспечивается загрузкой старых мощностей. Рассчитывать, что перерабатывающая промышленность будет подпитываться перетоком капиталов из добывающих отраслей, также не приходится, поскольку мы уже все знаем о стратегических планах наших крупных нефтяных компаний. Они направлены на строительство перерабатывающих предприятий, как правило, за рубежом, за пределами России, либо на дальнейшее вложение денег в нефтедобычу. Соответственно, эти деньги не будут идти на развитие перерабатывающей промышленности. В лучшем случае, они пойдут на закупку оборудования для добывающей промышленности.

Соответственно, перед властью стоит задача разработки новой программы - программы экономического роста, которая должна включать конкретные меры к стимулированию инвестиций, модернизации экономики. Президент России В.В.Путин, фактически такую задачу поставил, упрекнув Правительство весной этого года в недостаточной амбициозности. Соответственно, стоит вопрос: какие должны быть меры для того, чтобы простимулировать экономический рост? И сейчас фактически уже научная общественность и многие специалисты в кулуарах обсуждают возможные инструменты, механизмы стимулирования экономического роста. Некоторые из них очевидны. Это, на мой взгляд, реанимация инвестиционной льготы, концентрация бюджетных ресурсов на федеральных значимых объектах. К сожалению, из года в год наши бюджеты страдают проблемой размазывания скудных государственных инвестиционных ресурсов. По миллиону, по 500 тыс. руб. направляется на муниципальные объекты, на строительство школы в какой-то деревне или 60 млн руб., как в этом году, на строительство бани в г. Москве, вместо того, чтобы, пусть их мало, но сконцентрировать эти ресурсы на федеральных значимых объектах, которые бы принесли реальный эффект для экономики. Концентрация оборонного заказа так же размазывается по множеству предприятий. Эти предприятия едва живы. Мы их как бы поддерживаем на плаву, но реально проблему оборонного заказа, проблему поддержки предприятий не решаем. Поэтому стоит задача - сконцентрировать оборонный заказ на небольшом количестве предприятий, которые этот заказ могут выполнить, и на основе полученных ресурсов осуществить модернизацию своего производства.

Также субсидированы процентные ставки. Вот в некоторых регионах активно используется, например, выдача ипотечных кредитов. Это такое локомотивное направление в экономике, которое может простимулировать рост и в других по кооперации предприятиях.

Например, я сам из Чувашии, значит Чувашии предоставляется ипотечный кредит, который стимулирует не только строительство, но и те предприятия, которые связаны со строительством. Возникает вопрос: а чем же занимаются наши банки развития? У нас есть Российский банк развития, фактически государственный банк, Россельхозбанк. К сожалению, по той информации, которой я владею, эти банки активную роль на инвестиционном рынке не играют, т. е. не влияют на ситуацию с инвестициями и все крайне забюрократизировано. Получить кредиты в этих банках практически невозможно.

Проблем стоит много. Скажем, проблема авиапрома. Много раз она обсуждалась и в Госдуме РФ, и на заседании Правительства РФ, причем обсуждения были инициированы в том числе и депутатами Государственной Думы РФ. В конце концов была разработана программа развития авиапромышленности РФ. И сейчас, наконец, при участии депутатов Государственной Думы РФ, нашего комитета, в бюджете появились суммы, которые направлены на поддержку, развитие, лизинг авиатехники.

Проблема ренты много раз поднималась, полностью согласен с позицией, что добывающие предприятия, нефтяные, прежде всего, должны платить ренту. Недавно беседовал с Г.О.Грефом об этой же проблеме. Он согласился, что надо изымать ренту и ее перераспределять в пользу, в том числе, перерабатывающих предприятий. Он сказал, что готовится закон вместо действующего закона о налоге на добычу полезных ископаемых.

Думаю, что мы реанимируем инвестиционную льготу, конечно, может быть не в тех пределах, в которой она была - 50%, но 25% вернем. Это обязательно будет сделано.

В последнее время у Минэкономразвития России появились новые термины, которых не было ранее: необходимость структурной политики, поддержки определенных приоритетных направлений. Концентрированно это пока еще не оформилось в сознании чиновников. И соответственно нет и экономической политики у Правительства РФ.

Государственная Дума РФ, общественность, наука, бизнес должны оказывать давление на Правительство РФ для того, чтобы изменился общий подход. Я думаю, жизнь заставит. Заставит сформировать новую политику, политику экономического роста, а значит выработать совокупность мер, которые будут стимулировать промышленный рост и инвестиции.

* Материал подготовлен на основе выступлений в Государственной Думе РФ (Прим. ред.)