Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1-2 (30-31) Июль 2007

Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение

Николаев А.И., помощник Председателя Правительства РФ, Бочков С.О., главный редактор журнала «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Тема государственно-частного или частно-государственного партнерства (ГЧП) в течение последних лет часто звучит на высоком государственном уровне, активно обсуждается среди политиков, чиновников, предпринимателей, экспертов, входит в тексты официальных программ и нормативных правовых актов. Вместе с тем отечественный опыт ГЧП мало систематизируется и исследуется.

Формы государственно-частного партнерства

В настоящее время в России ГЧП осуществля- ется в следующих формах:

1. Заключение договоров о реализации проектов, в которых в качестве равноправных партнеров, каждый со своим вкладом в проект, участвуют: с одной стороны — структуры государственной (или муниципальной) власти, с другой — частные компании.

Такие проекты могут реализовываться на основании концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, арендных, инвестиционных и иных форм договоров, в которые включаются особые условия об участии государственной (муниципальной) стороны со своим объемом обязательств и прав в рамках проекта и о распределении прав на создаваемые в ходе проекта объекты, продукцию и услуги.

Данная форма ГЧП сопоставима с английским термином «Public Private Partnership», что означает дословно «общественно-частное партнерство».

2. Использование средств Инвестиционного фонда РФ (согласно Постановлению Правительства РФ от 23.11.05 № 694, в ред. от 25.04.06, с изм. от 24.08.06) и других источников государственного финансирования для поддержки реа- лизуемых частным бизнесом крупных проектов в стратегических направлениях.

3. Создание особых экономических зон (ОЭЗ): опытно-внедренческих, производственных, туристско-рекреационных, портовых), стимулирующих за счет мер государственной поддержки развитие бизнес-проектов.

ОЭЗ, способствующим развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких техноло- гий и производству новых видов продукции, социально-экономическому развитию регионов, созданию новых высококвалифицированных рабочих мест, отводится значительная роль в решении задач по привлечению инвестиций, диверсификации и выводу российской экономики на инновационный путь развития.

4. Создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом для развития приоритетных отраслей экономики.

Одним из таких примеров является Объединенная авиастроительная корпорация (создана Указом Президента РФ от 20.02.06 № 140), в этом случае ряд крупных компаний заявил о своем участии в проекте еще до объединения госактивов.

Другим примером является учреждение в целях совершенствования авиационных перевозок и повышения эффективности деятельности российских авиакомпаний ОАО «ЭйрЮнион» (согласно Указа Президента РФ от 28.04.07 № 570).

В формате ГЧП планируется создание Государственной судоходной компании. Данное направление примыкает к сфере государственного предпринимательства.

5. Взаимодействие государственного и частного капитала в целях развития науки, техноло- гий и техники, адаптации научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики.

Данная задача поставлена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (одобрены на совместном заседании Совета Безопасности РФ, Президиума Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20.03.02, изложены в Письме Президента РФ от 30.03.02 № Пр-576).

6. Сотрудничество государства и бизнеса в развитии социальной сферы, при котором согласованно с государственной политикой бизнес самостоятельно и за свой счет реализует проекты в областях, приоритетных для государства и общества (строительство учебных заведений, больниц, разработка законопроектов, технических регламентов, стандартов, создание сетей юридических консультаций для граждан, содействие развитию отечественного кино и театра, книгоиздания и литературы и т.д.). Данное направление близко к благотворительности.

Такую форму ГЧП предусматривает, в частности, ФЦП «Культура России (2006-2010 годы)», утвержденная Постановлением Прави- тельства РФ от 08.12.05 № 740.

Экономическое содержание государственно-частного партнерства

Экономическое содержание ГЧП можно рас- сматривать со следующих сторон.

1. ГЧП как часть системы мер государственного регулирования в целях реализации промышленной политики, стимулирования инновационной активности, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и социальную сферу.

2. ГЧП с точки зрения привлечения частного сектора к деятельности по предоставлению общественных услуг (в таких областях, как ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, городское хозяйство и др.).

Частный сектор обеспечивает предпринимательскую инициативу, управление коммерческими рисками, экономию затрат и сжатые сроки реализации проекта. Публичный сектор обеспечивает согласование публичных интересов, дает долгосрочные гарантии установления справедливых тарифов в случае, если тарифы регулируемые, обеспечивает управление рисками, связанными с социально-экономическим развитием, а также устанавливает стандарты на качество услуг и осуществляет контроль.

Актуально использование потенциала механизмов ГЧП для приоритетных проектов в социальной сфере, в первую очередь для приоритетных национальных проектов.

Заключение концессионных соглашений (одна из правовых форм ГЧП) рассматривается как один из способов перехода к рыночным формам государственного участия в развитии социально значимых проектов, поддержке инвестиционной деятельности (например, в ФЦП «Экономическое и социальное развитие корен- ных малочисленных народов Севера на период до 2011 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 27.07.01 № 564).

3. ГЧП как инструмент привлечения частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение и т.д.).

ГЧП является альтернативой как государственному предпринимательству (в форме казенных предприятий, унитарных предприятий, акционерных обществ со 100% государственным капиталом), так и полной передаче соответствующий хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов.

При этом использовании института ГЧП возможно преодоление таких «узких мест», как недостаточное качество управления государственной собственностью, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие инновационных технологий, низкие экономичес- кая эффективность и налоговая дисциплина.

Преимущество для государства заключается в том, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования государственного имущества, не включенного в свободный хозяйственный оборот, но важного для экономики страны и повседневной жизни граждан.

Данный аспект ГЧП необходимо рассматривать в контексте развития положений Концеп- ции управления государственным имуществом и приватизации в РФ, утвержденной Постановлением Правительства от 09.09.99 № 1024 (в ред. от 29.11.00).

Интересно в этом плане сопоставить развитие ГЧП на сегодняшнем этапе с экономи- ческой политикой СССР периода НЭП. В 1923 г. В.И.Ленин в своей работе «О концессиях и о развитии капитализма» отмечал: «Советская власть приглашает заграничных капиталистов, желающих получить концессии в России. Что такое концессия? Договор государства с капиталистом, который берется поставить или усовершенствовать производство (например, добычу и сплав леса, добычу угля, нефти, руды и т.п.), платя за это государству долю добываемого продукта, а другую долю получая в виде прибыли… Не опасно ли приглашать капиталистов, не значит ли это развивать капитализм? Да, это значит развивать капитализм, но это не опасно, ибо власть остается в руках рабочих и крестьян, а собственность помещиков и капиталистов не восстанавливается. Концессия есть своего рода арендный договор. Капиталист становится арендатором части государственной собственности, по договору, на определенный срок, но не становится собственником. Собственность остается за государством». Концессионная политика, по мнению В.И.Ленина, должна была способствовать, во-первых, хозяйственному восстановлению российских окраин (в том числе на Дальнем Востоке), во-вторых, устранению внешней угрозы и удержанию за страной этих территорий.

4. Этико-экономический аспект. В Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.04 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.04 Межрелигиозным советом России)1 в первом разделе указывается: «Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны», ставится задача «создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устрем- ления, так и материальные интересы личности и общества».

Во втором разделе Свода содержатся положения: «Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее распределяются справедливо и ответственно, «вкладываются» в социальную стабильность. Если человек создает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, — он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле… Использование собственности в хозяйствовании не должно носить узкоэгоистический характер, противоречить общему интересу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использова ния и преумножения ими общественно-полезных благ… И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений».

В контексте развития новых институтов экономики, ГЧП, безусловно, необходимо рассматривать, в том числе, в этико-экономическом аспекте трансформации российского общества.

Можно рассматривать ГЧП как часть институциональной инфраструктуры, которая дает дополнительную возможность гармонизировать частно-предпринимательские и общественные интересы в экономике.

Роль ГЧП в социально-экономическом развитии России

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-08 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.06 № 38-р (далее — Программа), предусмотрено развитие механизмов ГЧП.

Согласно Программе, развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры.

ГЧП предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финанси- рование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Приоритетными направлениями ГЧП согласно Программе являются:

  • производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов);
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной инфраструктуры;
  • профессиональное образование и система переподготовки кадров;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности. Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса, согласно Программе, должны стать:
  • создание и функционирование ОЭЗ;
  • формирование и использование Инвести- ционного фонда РФ;
  • реализация принципов и механизмов, пре- дусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
  • повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе банков развития;
  • развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров;
  • государственная поддержка деятельности венчурных инновационных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоемкие проекты;
  • повышение результативности механизмов поддержки лизинга.

ГЧП как инструмент инвестиционной политики

Для реализации наиболее перспективных инвестиционных проектов Правительством РФ принято решение о создании Инвестиционного фонда РФ.

В ст. 179.2 Бюджетного кодекса РФ (в редакции федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ) Инвестиционный фонд РФ определяется как «часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства».

Инвестиционный фонд РФ позволит реализовать новые подходы к созданию объектов инфраструктуры, недостаточный уровень развития которой является одним из существенных препятствий экономического роста.

Средства фонда предлагается также направить на развитие инновационной инфраструктуры.

Согласно Программе, расходование средств Инвестиционного фонда РФ на условиях ГЧП позволит повысить эффективность государственных инвестиций (вклад частного капитала должен быть не менее 25%).

В положении об Инвестиционном фонде РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.11.05 № 694, с учетом последующих изменений) определены формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств Фонда для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП (далее — инвестиционные проекты), этапы и процедура их отбора, основные требования к представляемой документации и проведению мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Согласно Положению, государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов, направленных:

а) на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации;

б) на создание и (или) развитие элементов российской инновационной системы;

в) на обеспечение реализации институциональных преобразований.

Государственная поддержка также может предоставляться для разработки проектной документации в целях реализации инвестицион- ных проектов по указанным направлениям.

Инициаторами реализации инвестиционных проектов (далее — инициаторы) могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, коммерческие организации, в том числе иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Отбор инвестиционных проектов, претендующих на предоставление государственной поддержки, осуществляется на следующих принципах:

а) соответствие инвестиционных проектов установленным критериям;

б) обеспечение равных условий доступа к процедуре предоставления государственной поддержки;

в) безубыточность инвестиционных проектов;

г) разделение рисков государства с частным капиталом;

д) сбалансированность государственных и частных интересов участников инвестици- онного проекта;

е) соблюдение условий добросовестной конкуренции и антимонопольного законода- тельства Российской Федерации.

Государственная поддержка для разработки проектной документации инвестиционных проектов предоставляется:

а) для разработки проектной документации инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку;

б) для разработки проектной документации инвестиционных проектов, реализация которых планируется в рамках Федерального закона «О концессионных соглашениях» и инициатором которых выступает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2007 г. (от 30.05.06) Правительству РФ предписано принять действия, в частности, по использованию механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, промышленно-производственных, технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ, концессионных соглашений, технопарков в сфере высоких технологий в целях расширения частных инвестиций.

Согласно Программе, одним из эффективных инструментов реализации приоритетных проектов является использование финансовых институтов, в первую очередь государственных банков развития, для привлечения долгосрочных инвестиций в приоритетные сферы экономики.

По данным международной статистики, за счет кредитов и гарантий национальных банков развития финансируется до 10% осуществляемых вложений в основной капитал. Во многих странах мира совокупный объем долгосрочных кредитов и инвестиций национальных банков развития достигает 5% валового внутреннего продукта. При этом основными функциями государственных банков развития являются финансирование инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение для государства, и контроль за условиями их реализации.

Согласно Программе, основными направлениями деятельности Банка развития должны стать:

  • долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
  • предоставление гарантий по долгосрочным кредитам коммерческих банков, выдаваемых ими для финансирования проектов и программ общенационального значения;
  • экспертиза, отбор и анализ эффективности инвестиционных проектов с привлечением при необходимости ведущих зарубежных экспертов;
  • осуществление государственной поддержки малого предпринимательства;
  • развитие финансового лизинга машин и оборудования;
  • привлечение иностранных инвестиций, прежде всего, ресурсов международных и региональных банков развития.

Банк должен стать эффективным инструментом финансирования и осуществления проектов, направленных на стимулирование научно-технического прогресса, совершенствование отраслевой структуры экономики, реализацию ряда социальных задач в таких сферах, как образование и здравоохранение.

Принятым в развитие данных положений федеральным законом от 17.05.07 № 82-ФЗ «О банке развития» установлено, что государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, ОЭЗ, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Среди функций Внешэкономбанка (ст. 3 указанного закона):

  • финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфра- структуры и на реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;
  • приобретение долей (акций, паев) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
  • страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков;
  • участие в реализации ФЦП и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);
  • участие в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях ГЧП, а также проектов создания объектов инфраструктуры и иных объектов, предна- значенных для обеспечения функционирования ОЭЗ.

Развивается сотрудничество и на межгосударственном уровне. Так, законом от 03.06.06 № 69-ФЗ ратифицировано Соглашение об учреждении Евразийского банка развития, подписанное в г. Астане 12.01.06 Россией и Казахстаном. Учреждение банка призвано способствовать становлению и развитию рыночной экономики государств — участников настоящего Соглашения, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности.

Банк является международной организацией — субъектом международного права, обладает международной правоспособностью и имеет право, в частности, заключать международные договоры в пределах своей компетенции.

В рамках инвестиционной деятельности Банк финансирует проекты и программы, среди которых приоритетными являются те, что предусмотрены межгосударственными и межправительственными соглашениями участников Банка, предоставляет гарантии, банковские гарантии и поручительства, участвует в уставном капитале организаций.

ГЧП как инструмент инновационной политики

Программой предусматривается создание системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе фонда инноваций в сфере информационных технологий и венчурного инновационного фонда.

В области инноваций важнейшими направлениями ГЧП, согласно Программе, должны стать реализация мер по вовлечению в инновационный процесс высших образовательных учреждений, определение приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований с участием представителей бизнеса, общероссийского, отраслевых и региональных советов по технологической политике.

В «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утверждены письмом Правительства РФ от 05.08.05 № 2473п-П7) устанавливается (п. 3), что политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном ГЧП и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Согласно «Основным направлениям…» (п. 9) целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Для достижения цели государственной политики в области развития инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных и ресурсосберегающих производств необходимо решить ряд основных задач, в числе которых:

  • обеспечить повышение эффективности ГЧП при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны. Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:
  • создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
  • формирование инфраструктуры инновационной системы;
  • создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает, среди прочего:

  • создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;
  • создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Формирование инфраструктуры инновационной системы предусматривает, в том числе:

  • формирование инновационно-активных территорий (наукоградов, технополисов и др.), в том числе технико-внедренческих экономических зон;
  • развитие системы региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства.

Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется, в том числе, совершенствованием механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.

Основные механизмы реализации государственной политики в области развития инновационной системы, среди прочих, следующие:

  • увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов, включая:

    а) создание институтов финансирования малых высокотехнологичных предприятий на начальном этапе создания ими инновационной продукции;

    б) содействие формированию системы региональных и отраслевых венчурных фондов;

  • привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах;
  • формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности, в том числе путем:

    а) расширения финансируемых государством программ фундаментальных и поисковых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

    б) участия государства в развитии инфраструктуры инновационной системы.

Основные меры по реализации государс твенной политики в области развития иннова- ционной системы включают в себя:

  • развитие государственной поддержки отечественных участников инновационной деятельности, в том числе путем закупки их инновационной продукции для государственных нужд и размещения государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для предприятий любой формы собственности;
  • развитие условий для создания ГЧП в инновационной деятельности;
  • совершенствование системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования.

В Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.08.06 № 1188-р) среди критериев оценки эффективности реализации Программы указаны расши- рение ГЧП в процессе реализации Программы и рост объемов привлеченных внебюджетных средств.

В ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.10.06 № 613) в блоке «Коммерциализация технологий» предусмотрены следующие направления: 1) реализация важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям Программы.

Такие проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных проектов, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.

Общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять 1-2 млрд руб., при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60% общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет.

В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны обеспечить 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.

2) реализация инновационных проектов в интересах бизнеса по предлагаемой им тематике на условиях ГЧП.

Со стороны бизнеса в качестве инициаторов проектов в рамках мероприятия выступают высокотехнологичные промышленные организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также инновационные промышленные взаимосвязанные компании, научно-исследовательские и образовательные организации, взаимодополняющие друг друга и обеспечивающие конкурентные преимущества.

В рамках проектов государство финансирует часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при условии, что остальные расходы (подготовка производства, расходы на рекламу, маркетинг и др.) несут компании. При этом компаниям предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе проектов. Тематика проектов должна соответствовать приоритетным направлениям Программы.

Срок реализации проекта составляет не более 3 лет. Объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета составит до 100 млн руб. в год, уровень внебюджетного софинансирования должен составлять не менее 70% общего объема финансирования проекта.

Согласно Концепции ФЦП «Национальная технологическая база» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 18.12.06 № 1761-р) предполагается реализация комплексных проектов бизнес-сообществом с участием государства на основе принципов ГЧП.

Концепция предусматривает концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений технологического развития, в каждом из которых средства федерального бюджета направляются на реализацию важнейших комплексных проектов, существенно влияющих на достижение целей социально-экономического развития страны.

Это позволит сократить технологическое отставание России от мирового уровня, со- храняя и развивая в то же время достигнутый приоритет в отношении важных технологических направлений, обеспечить их реализацию, развить механизмы ГЧП, обеспечить привлечение новых инвесторов к участию в реализации Программы.

Для обеспечения государственной поддержки финансирования венчурных фондов создано ОАО «Российская венчурная компания» (Постановление Правительства РФ от 24.08.06 № 516).

ГЧП в развитии транспортной инфраструктуры

В ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.06 № 338) предусматривает в целях расширения финансовой базы строительства и реконструкции, образования дополнительных источников средств для государственного сектора отрасли реализацию ряда инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП.

К таким проектам отнесены развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта в аэропортах объектов наземной инф- раструктуры в аэропортах Омск (Федоровка), Домодедово, Толмачево, Норильск и Внуково, строительство высокоскоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург, развитие Московского транспортного узла, включающего строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги и создание современной транспортно-логистической инфраструктуры московского региона.

ФЦП содержит подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг», которая предусматривает реализацию масштабных комплексных инвестиционных проектов на условиях ГЧП с применением кредитных, лизинговых и концессионных схем привлечения финансовых ресурсов. Для финансирования этих проектов предусматривается использование средств федерального бюджета, Инвестиционного фонда РФ, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств.

Частные инвестиции становятся одним из основных источников финансирования обновления основных фондов. Программой предусматриваются привлечение инвестиций владельцев транспортных организаций и грузовладельцев и создание условий для расширения инвестиционных возможностей организаций транспортного комплекса, в том числе за счет расширения при строительстве крупных транспортных объектов практики ГЧП и заключения договоров о концессиях.

Особенностью финансирования подпрограммы является увеличение объема внебюджетного финансирования (доля собственных средств предприятий и привлеченных средств в общем объеме финансирования увеличивается до 65%). Высокая капиталоемкость предлагаемых к реализации проектов предполагает создание дополнительных гарантий для потенциального инвестора, в том числе таких, как финансирование из федерального бюджета разработки проектно-сметной документации и рабочего проекта, совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность международных перевозчиков, научное обеспечение подготовки международных соглашений в части недопущения создания неоправданных дискриминационных условий для международной транспортной деятельности, организация общественной и международной поддержки.

ГЧП в развитии системы жилищно-коммунального хозяйства

Задача применения механизмов ГЧП в сфере ЖКХ определена Правительством РФ в постановлении от 17.09.01 № 675 (с изменениями, внесенными в последующих редакциях) «О ФЦП «Жилище» на 2002-1010 годы». Согласно этому документу, к концу 2007 г. в среднем по Российской Федерации доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, должна составить 15%, к концу 2010 г. — 30%.

В данной ФЦП в подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предусмотрено развитие различных форм ГЧП с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с использованием бюджетных средств в целях снижения рисков инвестирования.

Данная работа ведется и на региональном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 24.10.06 «О дополнительных мерах по стимулированию валового регионального продукта города Москвы» (№ 838-ПП) поручено внести предложения по внедрению в хозяйственную практику организации деятельности организаций коммунального хозяйства на концессионной основе, подготовить перечень объектов водопроводно-канализационного хозяйства и мусоропереработки, по которым возможна реализация инвестиционных проектов с использованием концессионных соглашений. Распоряжением губернатора Московской области от 03.03.06 № 109-РГ инициированы подготовительные работы по передаче физическим и юридическим лицам газовых сетей, находящихся в собственности Московской области, на основании концесси- онных соглашений.

ГЧП в сфере образования

Приоритетными направлениями в области профессионального образования являются:

  • участие объединений работодателей в разработке образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования;
  • распространение лучшего опыта взаимодействия предприятий, объединений работодателей и учреждений профессионального образования;
  • создание отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из представителей работодателей.

Вовлечение бизнеса в процесс принятия решений

Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса должны стать:

  • проведение с участием представителей бизнеса консультаций по вопросам повышения конкурентоспособности, выявления и устранения административных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности;
  • формирование отраслевых, региональных и ведомственных планов ГЧП, способствующих повышению эффективности использования средств, направляемых на развитие программ профессионального образования, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и коммерциализацию их результатов;
  • привлечение представителей предпринимательского сообщества к участию в разработке проектов нормативных правовых актов. При этом следует оказывать поддержку развитию отраслевых бизнес-ассоциаций.

Территориальное развитие

Согласно Программе, содействие экономическому развитию территорий требует формирования соответствующих институтов, в том числе:

  • использования механизмов ГЧП при реализации инфраструктурных проектов, в том числе расширения использования на региональном и муниципальном уровнях лизинговых и концессионных механизмов, практики долевого финансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, оказания социальных услуг. Большое значение будет иметь взаимодействие с предпринимательскими ассоциациями по вопросам определения направлений регионального и муниципального развития;
  • создания ОЭЗ (промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных), способствующее в том числе привлечению инвестиций в регионы Российской Федерации, увеличению темпов роста валового регионального продукта, созданию дополнительных рабочих мест и увеличению поступлений средств в бюджетную систему.

Данное направление уже получило практическое развитие. Распоряжением Правительства РФ от 30.11.06 № 1708-р в число инвестиционных проектов, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда, включен проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Срок реализации — 2006-2015 гг.

Участники инвестиционного проекта:

  • ОАО «Корпорация развития Красноярского края»;
  • ОАО «Русский алюминий»;
  • ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания»;
  • Внешэкономбанк.

Цель инвестиционного проекта — укрепление промышленного потенциала территорий на востоке страны (Нижнее Приангарье) на основе создания и развития транспортной и энергетической инфраструктур, освоения природных ресурсов и строительства промышленных объектов на принципах ГЧП.

Форма предоставления государственной поддержки — софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта в части строительства объектов инфраструктуры с оформлением прав собственности Российской Федерации.

В докладе 2006 г. Рабочей группы Госсовета РФ по вопросам комплексного социально-экономического планирования развития регионов2 отмечено, что ГЧП является одним из важнейших направлений взаимодействия государства и биз- неса в контексте стратегического планирования развития отраслей экономики в обеспечении со- циально-экономического развития регионов.

ГЧП в экономической политике регионов Российской Федерации

Развитие ГЧП предусматривается на уровне программ социально-экономического развития субъектов РФ. Одним из ярких примеров является Республика Коми.

В Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006-10 гг. и на период до 2015 г. (Одобрена постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.06 № 45, http://www.businesskomi.ru/lawrk/11675) среди главных механизмов реализации Стратегии заявлено ГЧП.

Согласно Стратегии, ГЧП — форма коммерческого сотрудничества публичного (государственного или муниципального) и частного секторов в сферах, которые традиционно считались «зоной ответственности государства», — общественная инфраструктура, дорожное строительство, строительство трубопроводов, аэропорты, объекты здравоохранения и образования, жилищно-коммунальное хозяйство.

Концепция партнерства государственного и частного секторов экономики предполагает развитие любых договорных отношений, регулирующих их сотрудничество. ГЧП рассматривается как эффективный способ привлечения частных инвестиций в те виды деятельности, в которых не предполагается проведение приватизации.

Механизм ГЧП позволяет ослабить нагрузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов.

Формирование ГЧП возможно, согласно Стратегии, двумя путями:

  • через создание смешанных компаний или присоединение государственных секторов и частных партнеров к существующей компании;
  • через заключение между государственными и частными партнерами договоров (контрактов): о сотрудничестве, об управлении компанией, о реализации, лизинговый договор, договор об уступке (концессии).

Сдерживающими факторами развития ГЧП как в России в целом, так и в Республике Коми, признаны:

  • отсутствие достаточной нормативно-правовой базы по вопросам регулирования ГЧП, в том числе концессионного законодательства и механизма передачи государственной собственности Республики Коми во временное частное владение;
  • невысокий уровень доверия бизнеса к государственной власти и стремления к взаимовыгодному сотрудничеству.

Между тем экономический и социальный эффект от такого сотрудничества может быть очень значительным, а именно:

  • ускорение реализации приоритетных инвестиционных и инновационных проектов;
  • увеличение доходов и экономия средств консолидированного бюджета Республики Коми;
  • получение прибыли частными инвесторами;
  • улучшение состояния производственной и транспортной инфраструктуры и снятие инфраструктурных ограничений для расширения экономической деятельности;
  • улучшение состояния инженерных сетей ЖКХ и социально-культурной инфраструктуры, расширение возможностей населения для решения своих жизненно важных проблем.

В Республике Коми наблюдаются процессы формирования ГЧП через заключение двухили многосторонних договоров о сотрудничестве между органами государственной власти Республики Коми или органами местного самоуправления с субъектами бизнеса, хозяйствующими на территории, подведомственной указанным органам.

Практика заключения подобных соглашений полностью оправдала себя, и ее следует продолжить и использовать при реализации крупнейших инвестиционных проектов, таких как создание глиноземно-алюминиевого комплекса, строительство газопровода «Ямал — Центр», строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Баренцево море» и др.

Приоритетные направления использования механизмов ГЧП в Республике Коми:

  • развитие социальной и производственной инфраструктуры;
  • строительство и эксплуатация дорог;
  • строительство электрических сетей;
  • ЖКХ;
  • здравоохранение, образование, культура, социальная защита и социальное обслуживание населения;
  • туризм;
  • формирование инновационных центров развития.

Одной из форм ГЧП, способных положительно повлиять на развитие отраслей экономики республики, может стать развитие региональных кластеров. Основная цель формирования кластеров — рост конкурентоспособности продукции и услуг организаций в Республике на основе усиления инновационной составляющей, укрепления взаимосвязей между организациями, соответствующего снижения издержек.

Существует потребность в разработке и реализации плана мероприятий (или программы), направленных на формирование предпосылок для укрепления фактически сложившихся кластеров (например, топливного, лесного, горнорудного, молочного) и поддержку создания новых кластеров (например, кластера по индивидуальному малоэтажному жилищному строительству), а также на определение возможных мер адресной поддержки и содействия развитию кластеров в Республике Коми.

Правовое регулирование ГЧП на федеральном уровне

Правовое оформление ГЧП возможно через различные правовые конструкции, как общие, так и специально разработанные для ГЧП. К ним, в частности, относятся:

  • концессионные соглашения;
  • соглашения о разделе продукции;
  • инвестиционные договоры с определением прав на создаваемые объекты;
  • арендные договоры с инвестиционными обязательствами;
  • договоры о совместной деятельности;
  • различные смешанные договоры.

Общие вопросы ГЧП регулируются гражданским законодательством.

Особенности правового режима ГЧП задаются положениями бюджетного законодательства, закона от 21.07.05 № 94-ФЗ (в ред. от 20.04.07) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», закона от 21.12.01 № 178-ФЗ (в ред. от 26.04.07) «О приватизации государственного и муниципального имущества», закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Специальное законодательство для регулирования проектов ГЧП в современном российском праве имеет свою историю.

В законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (от 04.07.91 № 1545-1, с учетом последующих изменений) предусматривались кон- цессионные договоры и соглашения о разделе продукции.

03.03.96 принят в первом чтении закон «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», который был рассмотрен во втором чтении 22.12.00, но возвращен на доработку.

Согласно данному законопроекту предметом концессионных договоров являлось установление прав и обязанностей в отношении:

1) отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление права на осуществление которых находится в компетенции органов государственной власти РФ, в том числе в области пользования недрами и другими природными ресурсами на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ;

2) объектов государственной или муниципальной собственности.

Виды хозяйственной деятельности и объекты государственной и муниципальной собственности, в отношении которых мог быть заключен концессионный договор, предполагалось определять в перечнях, утверждаемых в порядке, предусмотренном законом.

Законопроектом предусматривались следую- щие виды концессионных договоров:

  • собственно концессионный договор;
  • соглашение о разделе продукции;
  • соглашение о предоставлении услуг (с рис- ком или без риска).

В концессионных договорах предусматривалось предоставление государством инвестору:

1) на возмездной и срочной основе — исключительного права на осуществление видов деятельности и пользование объектами, а также права собственности на произведенную продукцию и полученные доходы согласно условиям договора (собственно концессионный договор);

2) на возмездной и срочной основе — исключительного права на осуществление заданных видов деятельности в целях получения прибыли и продукции, которая подлежит разделу между сторонами на условиях, определенных договором (соглашение о разделе продукции). Распределенная продукция в соответствующей части должна была являться собственностью каждой из сторон договора. Осуществление деятельности по договору предусматривало предоставление особого налогового режима;

3) на срочной основе — права на осуществление заданных видов деятельности в целях выполнения услуг (с риском или без риска) за вознаграждение (соглашение о предоставлении услуг). При предоставлении услуг с риском вознаграждение инвестору предусматривалось производить при условии достижения им результата, предусмотренного в договоре, а без риска — за осуществленную им деятельность. Продукция, полученная в результате деятельности инвестора, должна была являться государственной собственностью.

Срок действия концессионного договора не должен был превышать 50 лет (с возможным продлением, но не более чем на 20 лет).

06.12.95 Государственной Думой был принят закон «О соглашениях о разделе продукции», который был подписан Президентом через три с половиной года — 09.07.99 (№ 160-ФЗ, с последующими изменениями).

Закон 160-ФЗ, принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Согласно закону 160-ФЗ, Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.

Соглашение рассматривается как специальный налоговый режим.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления.

Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом РФ «О недрах» (в ред. от 03.03.95 № 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий:

  • если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
  • если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хо- зяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе РФ и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
  • если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях.

21.07.05 был принят закон «О концессионных соглашениях» (№ 115-ФЗ). Целями данного закона являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений, и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В соответствии с законом 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Законом 115-ФЗ предусмотрено, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, входящее в состав следующего имущества:

1) автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев грузовых автотранспортных средств (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.05.06 № 319);

2) объекты железнодорожного транспорта (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.12.06 № 744);

3) объекты трубопроводного транспорта (типовое концессионное соглашение утверж- дено Постановлением Правительства РФ от 11.11.06 № 672);

4) морские и речные порты, в том числе гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.12.06 № 745);

5) морские и речные суда, суда смешанного (река — море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.12.06 № 746);

6) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.12.06 № 739);

7) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;

8) объекты единой системы организации воздушного движения;

9) гидротехнические сооружения (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.12.06 № 747);

10) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.11.06 № 673);

11) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо— и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.12.06 № 748);

12) метрополитен и другой транспорт общего пользования (типовое концессионное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.06 № 791);

13) объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма;

14) объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта и иные объекты социально-культурного и социально-бытового назначения (Постановлением Правительства РФ от 11.11.06 № 671 утверждено типовое концессионное соглашение в отношении объектов образования).

В случае, если объект концессионного соглашения и иное не находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество предназначены для использования их по общему назначению, обеспечения единого технологического процесса и осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концедент вправе заключать с собственником имущества, не находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданско-правовой договор, который определяет условия и порядок предоставления указанного имущества концессионеру (договор в пользу третьего лица), но обязан поставить возникновение прав и обязанностей по указанному договору в зависимость от возникновения отношений по концессионному соглашению.

Для стимулирования развития проектов законом 115-ФЗ предусматривается, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять гарантии концессионе- ру в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Размер принимаемых концедентом на себя расходов должен быть указан в условиях конкурса на право заключения концессионного соглашения или в решении о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, а также в концессионном соглашении.

Закон 115-ФЗ определяет, что сторонами концессионного соглашения являются:

1) концедент — Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

2) концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) 2 и более указанных юридических лица.

Решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом:

1) в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат Российской Федерации, за исключением объектов концессионного соглашения, предусмотренных пунктом 2, — Правительством РФ;

2) в отношении объектов концессионного соглашения, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, — Правительством РФ по поручению Президента РФ;

3) в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат субъекту РФ, — органом государственной власти субъекта РФ;

4) в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, — органом местного самоуправления.

Срок действия концессионного соглашения законом не ограничивается. Концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Концессионная плата может быть установлена в форме (возможно сочетание различных форм):

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет соответствующего уровня;

2) установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Согласно закона 115-ФЗ концессионер при исполнении концессионного соглашения, в частности, обязан:

1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);

2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;

4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;

5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;

6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

Деятельность ОЭЗ регулируется Налоговым кодексом, Таможенным кодексом, Земельным кодексом, Градостроительным кодексом, а также специальным законом от 22.07.05 № 116-ФЗ (в ред. от 18.12.06) «Об особых экономических зонах в РФ».

Также приняты законы от 31.05.99 № 104-ФЗ (в ред. от 19.12.05, с изм. от 19.12.06) «Об особой экономической зоне в Магаданской области», от 10.01.06 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области…».

В соответствии с законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» Правительством РФ созданы следующие ОЭЗ:

1) ОЭЗ технико-внедренческого типа:

  • на территории г. Москвы (Постановление от 21.12.05 № 779);
  • на территории г. Санкт-Петербурга (Постановление от 21.12.05 № 780);
  • на территории г. Дубны (Московская область) (Постановление от 21.12.05 № 781);
  • на территории г. Томска (Постановление от 21.12.05 № 783);

2) ОЭЗ промышленно-производственного типа:

  • на территории Грязинского района Липецкой области (Постановление от 21.12.05 № 782);
  • на территории Елабужского района Республики Татарстан (Постановление от 21.12.05 № 784);

3) ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

  • на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай (Постановление от 03.02.07 № 67);
  • на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия (Постановление от 03.02.07 № 68);
  • на территории Алтайского района Алтайского края (Постановление от 03.02.07 № 69);
  • на территории Краснодарского края (Постановление от 03.02.07 № 70);
  • на территории Ставропольского края (Постановление от 03.02.07 № 71);
  • на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (Постановление от 03.02.07 № 72);
  • на территории Зеленоградского района Калининградской области (Постановление от 03.02.07 № 73).

Обязательства сторон по договорам ГЧП регулируются и иным законодательством.

Так, в частности, законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ предусмотрено, что обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат (ст. 11): документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Российской Федерации. Обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы подлежат (ст. 12): документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения. Полномочия по организации и проведению такой экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 400).

Российское законодательство предусматривает особые положения, касающиеся налоговых режимов для проектов ГЧП.

Так, Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ в ст. 256 Налогового кодекса РФ введено положение, что амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества в соответствии с законодательством РФ об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством РФ о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения.

Начинает формироваться правоприменительная практика по налоговым вопросам концессионных соглашений (так, вопросам исчисления налога на имущество и налога на прибыль посвящены письма от 24.10.05 № 03-03-04/1/287 и от 19.01.06 № 03-06-01-04/06 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ).

Правовое регулирование ГЧП на региональном уровне

Специальное законодательство по вопросам ГЧП формируется на региональном уровне.

В городе Санкт-Петербург действует закон от 25.12.06 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»3. Закон устанавливает порядок и условия участия Санкт-Петербурга в ГЧП путем заключения и исполнения от имени Санкт-Петербурга соглашений, в том числе концессионных.

Согласно закона № 627-100 ГЧП — взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без об разования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, ко торое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных.

Целями участия Санкт-Петербурга в ГЧП заявляются:

  • реализация социально значимых проектов в Санкт-Петербурге;
  • привлечение частных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга;
  • обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга;
  • повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Участие Санкт-Петербурга в ГЧП осуществляется в целях создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения, входящих в состав следующего имущества:

1) транспортной инфраструктуры и транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, а также подземный (метрополитен) и иные виды транспорта общего пользования;

2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо— и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, а также объектов обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда и территории Санкт-Петербурга;

3) объектов энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии;

4) объектов подвижной и стационарной связи и телекоммуникаций;

5) объектов, используемых для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;

6) объектов образования, воспитания, культуры и социального обслуживания;

7) объектов, используемых для осуществления туризма, рекреации и спорта.

Согласно закона № 627-100, участие Санкт-Петербурга в ГЧП может осуществляться в следующих формах:

1) Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, на которых располагается объект соглашения и (или) которые необходимы для осуществления партнером деятельности, предусмотренной соглашением (далее — земельные участки), иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга;

2) Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях осуществления партнером реконструкции объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, в течение определенного в соглашении срока, по истечении которого партнер передает его в собственность Санкт-Петербурга;

3) Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру, и осуществления партнером его последующей эксплуатации в течение определенного в соглашении срока, в порядке и на условиях, определенных соглашением;

4) Санкт-Петербург передает партнеру земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, в целях осуществления партнером реконструкции и последующей эксплуатации в порядке и на условиях, определенных соглашением, объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру;

5) Санкт-Петербург предоставляет партнеру определенные соглашением исключительные права или имущество (объект соглашения) в целях предоставления партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения;

6) Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях создания партнером объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру в течение определенного срока, по истечении которого партнер передает объект соглашения в собственность Санкт-Петербурга;

7) Санкт-Петербург предоставляет партнеру земельные участки, иное недвижимое и (или) движимое имущество, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, либо принадлежащие Санкт-Петербургу исключительные права в целях осуществления партнером реконструкции объекта недвижимого (движимого) имущества (объекта соглашения), право собственности на который будет принадлежать партнеру в течение определенного срока, по истечении которого партнер передает объект соглашения в собственность Санкт-Петербурга;

8) иных формах, предусмотренных Федеральным законом «О концессионных соглашениях», законами Санкт-Петербурга, а также нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.

Участие Санкт-Петербурга в ГЧП в формах 1-5 может включать осуществление следующих выплат партнеру:

1) связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией партнером товаров (работ, услуг) по установленным Санкт-Петербургом тарифам;

2) связанных с выполнением партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг согласно условиям соглашения;

3) связанных с обеспечением минимального дохода от деятельности партнера по эксплуатации объекта соглашения;

4) в связи с расторжением соглашения в случаях, предусмотренных соглашением, в соответствии с действующим законодательством;

5) иных форм выплат и их сочетаний, предусмотренных действующим законодательством.

Участие Санкт-Петербурга в ГЧП в формах 1-5 может предусматривать финансирование расходов, связанных с созданием (реконструкцией) и (или) эксплуатацией объекта соглашения, в том числе путем предоставления государственных гарантий Санкт-Петербурга.

Объемы и сроки участия Санкт-Петербурга в финансировании создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашения могут изменяться в установленном порядке в случаях, предусмотренных соглашением, в частности:

1) при изменении показателей инфляции или колебании валютных курсов;

2) в связи с нарушением партнером обязательств по соглашению, в частности, в отношении качества объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг и сроков создания (реконструкции) объекта соглашения или производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Финансирование создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов соглашений осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с бюджетным зако- нодательством.

Согласно закона № 627-100, отсутствие или недостаточность средств в бюджете Санкт-Петербурга, предусмотренных в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга для финансирования обязательств Санкт-Петербурга по соглашению, не является основанием для изменения или прекращения действия таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за их ненадлежащее исполнение.

В Томской области действует закон от 16.10.06 № 244-ОЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области»4.

Закон направлен на обеспечение стабильных условий развития всех форм ГЧП в Томской области, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных, частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Томской области, повышения уровня жизни граждан.

Согласно тексту закона 244-ОЗ под ГЧП понимаются взаимоотношения между Томской областью либо Томской областью и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Томской области, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами — с другой стороны, складывающиеся по поводу развития инновационного потенциала региона, а также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в областной или муниципальной собственности либо подлежащих созданию для решения вопросов регионального и местного значения.

Хозяйствующими субъектами согласно закона могут быть: юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также индивидуальные предприниматели.

Согласно закону 244-ОЗ формами ГЧП в Томской области выступают:

1) функционирование ОЭЗ;

2) инвестиционные фонды, в том числе венчурные фонды;

3) агентства по привлечению инвестиций;

4) концессионные соглашения;

5) организации со смешанной формой собс- твенности;

6) заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных нужд;

7) иные формы, предусмотренные действующим законодательством.

Органы местного самоуправления Томской области в сфере ГЧП осуществляют:

1) разработку программ социально-экономического развития муниципального образования, мероприятий, проектов с привлечением материальных и финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов;

2) создание организаций со смешанной формой собственности на территории муниципальных образований для реализации проектов и программ создания социально-значимых, а также наукоемких производств, развития социальной сферы, местной инфраструктуры;

3) участие в качестве стороны договоров (соглашений) с хозяйствующими субъектами, заключаемых в целях реализации социальных, инфраструктурных, инновационных и иных проектов по решению вопросов местного значения муниципального образования соответствующего уровня;

4) оценку эффективности создания, использования муниципального имущества и использования земельных участков хозяйствующими субъектами при реализации проектов ГЧП;

5) рассмотрение проектов хозяйствующих субъектов по решению вопросов местного значения муниципального образования соответствующего уровня, внесение предложений по софинансированию данных проектов на условиях ГЧП.

В Законе Приморского края от 10.05.06 № 354-КЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае»5 механизмы ГЧП (не называя сам этот термин) реализуются через государственную поддержку инвестиционной деятельности.

В законе № 354-КЗ используются следующие понятия:

  • государственная поддержка инвестиционной деятельности — совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых органами государственной власти Приморского края в целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
  • получатель государственной поддержки — юридическое, физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика на территории Приморского края, которому предоставляется государственная поддержка из краевого бюджета в формах, установленных настоящим Законом;
  • приоритетный инвестиционный проект Приморского края — инвестиционный проект, реализуемый на территории Приморского края, которому предоставляется государственная поддержка в формах, предусмотренных настоящим Законом, направленный на реализацию основных направлений социально-экономического развития Приморского края в соответствии со стратегией социально-экономического развития Приморского края и прошедший в установленном порядке конкурсный отбор в уполномоченном органе исполнительной власти Приморского края;
  • экономическая эффективность инвестиционного проекта — результативность экономической деятельности, определяемая отношением полученного экономического эффекта (результата) от осуществления инвестиционного проекта к затратам, обусловившим получение этого эффекта;
  • бюджетная эффективность инвестиционного проекта — влияние результатов инвестиционного проекта на доходы и расходы краевого бюджета, выражаемая в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов за определенный период времени в результате реализации инвестиционного проекта;
  • социальная эффективность инвестиционного проекта — количество вновь созданных и сохраненных в ходе реализации проекта рабочих мест, заработная плата работников, занятых в реализации инвестиционного проекта, способность инвестиционного проекта принести выгоду обществу от его реализации;
  • инвестиционный договор — соглашение, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, а также форму, порядок и условия предоставления государственной поддержки, заключенное между администрацией Приморского края и инвестором (инвесторами), который реализует приоритетный инвестиционный проект Приморского края.

Согласно закону № 354-КЗ, государственная поддержка инвесторов, реализующих приоритетный инвестиционный проект на территории Приморского края, может осуществляться в следующих формах:

1) предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Приморского края в соответствии с федеральным и краевым законодательством;

2) предоставления бюджетных кредитов с уплатой процентов за пользование ими в размере, определяемом законом Приморского края о краевом бюджете;

3) предоставления на конкурсной основе бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом Приморского края о краевом бюджете, либо на условиях возникновения права государственной собственности Приморского края на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформления участия Приморского края в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц.

Получатель государственной поддержки:

1) исполняет предъявляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами требования, не противоречащие нормам федерального и краевого законодательства в отношении инвестиционного договора;

2) заключает инвестиционный договор с администрацией Приморского края и реализует инвестиционный проект в соответствии с инвестиционным договором;

3) расходует средства государственной поддержки по целевому назначению и ведет отдельный бухгалтерский учет по операциям, связанным с осуществлением инвестиционной деятельности в период действия инвестиционного договора;

4) привлекает по требованию администрации Приморского края любую (по выбору инвестора) из ранее не работавших с ним организаций для контроля за правильностью расчета срока окупаемости инвестиционных затрат по итогам очередного финансового года, но не более одного раза за период окупаемости инвестиционных затрат;

5) поддерживает минимальный уровень заработной платы работников при полном рабочем дне на предприятии не ниже величины прожиточного минимума, установленного в Приморском крае;

6) представляет в установленные сроки отчет о ходе реализации инвестиционного проекта в порядке, установленном губернатором Приморского края.

Законом № 354-КЗ также предусмотрена государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Приморского края в форме заключения концессионных соглашений.

В законе Липецкой области «О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам» от 30.12.04 № 162-ОЗ (в ред. от 23.12.05 № 249-ОЗ)6 устанавливается порядок предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Липецкой области за счет средств областного бюджета предприятиям и организациям для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений.

Основными целями предоставления гарантий являются стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития экономики области. Предоставление гарантий осуществляется на конкурсной основе в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного долга области как вид долгового обязательства. От имени области право предоставления гарантий принадлежит администрации области путем заключения договора о предоставлении государственной гарантии области и выдачи государственной гарантии области. Срок действия гарантий не может быть более 3 лет.

Согласно закона 162-ОЗ, конкурсная комиссия оценивает социальную значимость инвестиционных проектов, их эффективность.

Преимущества отдаются проектам, имеющим максимальную долю собственных средств в общем объеме финансирования проекта (которая в любом случае не может быть меньше 20%). В соответствии с действующим законодательством способами обеспечения исполнения обязательств получателем гарантии перед гарантом могут быть банковская гарантия, муниципальная гарантия или залог имущества (в том числе залог ценных бумаг).

В законе «Об иностранных инвестициях в Пермской области» от 21.08.97 № 839-127 (в редю от 03.04.03)7 предусмотрена возможность государственным органам исполнительной власти области принимать на себя перед иностранными инвесторами и российскими коммерческими организациями (получателями иностранных инвестиций) дополнительные обязательства, в том числе гарантии (поручительства), которые представляют собой «заявление о принятии на себя обязанности обеспечить путем финансовых, организационно-правовых и иных мер исполнение российской стороной обязательств по договорам, контрактам, соглашениям, имеющим важное значение для социально-экономического развития области».

Аналогичная возможность предусмотрена данным законом и для органов местного самоуправления городов и районов области. Также предусмотрена возможность залога имущества, находящегося в собственности Пермской области или органа местного самоуправления, в том числе в иностранных и российских банках.

В законе «О бюджете содействия инвестициям Пермской области» от 03.04.03 № 693-1378 предусмотрена государственная поддержка развития объектов инженерной и инвестиционной инфраструктуры, а также для разработки и реализации инвестиционных проектов. За счет средств бюджета содействия инвестициям (образуемого в составе областного бюджета) инвесторам предоставляются бюджетные кредиты и государственные гарантии, а также возмещается часть затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов.

В законе «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 27.03.03 № 119-17-III-ОЗ9 вводятся следую- щие понятия.

  • приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, включенный в перечень мероприятий утвержденной среднесрочной программы социально-экономи- ческого развития Оренбургской области;
  • инвестиционный договор — гражданско-правовой договор между администрацией Оренбургской области и субъектом инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционный проект, с предоставлением поддержки со стороны органов государственной власти Оренбургской области. Поддержка предусматривается за счет еди- ного специального инвестиционного фонда в составе областного бюджета, предназначенного для осуществления инвестиционной деятельности, направленной на структурную перестройку и развитие реального сектора экономики Оренбургской области.

Согласно данному закону, государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Оренбургской области и включает в себя прямое участие государственных органов исполнительной власти Оренбургской области в инвестиционной деятельности путем разработки, финансирования за счет средств областного бюджета инвестиционных проектов, при реализации которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности области.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора (контракта), заключаемого между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В качестве инвесторов могут выступать:

  • органы государственной власти Оренбургской области, органы местного самоуправления;
  • физические и юридические лица и их объединения;
  • иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Заключение

Проведенный анализ показывает:

1) ГЧП реально включено в экономическую политику РФ как на федеральном, так и на региональном уровне;

2) в РФ складывается свое, во многом уникальное понимание форм и методов реализации ГЧП;

3) идет активное формирование правовой базы ГЧП как на федеральном, так и на региональном уровне;

4) для достижения конкретных результатов наряду с практической работой по конкретным проектам необходимо дальнейшее исследование экономических и правовых аспектов ГЧП, их согласование между собой, разработка методических материалов и акцент на подготовке кадров;

5) необходима разработка единой концепции развития ГЧП в РФ на уровне федеральной власти, региональной власти, муниципальной власти, с обеспечением создания необходимой институциональной инфраструктуры;

6) для обеспечения координации работ целесообразно создать Совет по ГЧП при Правительстве РФ, включающий секции по основным направлениям развития ГЧП (экономическая политика, нормативно-законодательная база, продвижение конкретных проектов, привлечение и поддержка инвесторов, подготовка кадров и др.). Состав совета должен обеспечить участие в подготовке решений представителей всех уровней власти и всех уровней бизнеса, для чего необходимо также иметь соответствующие советы во всех субъектах РФ и в важнейших органах местного самоуправления, при общей координации Советом при Правительстве.

Примечания

1. Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании (принят 05.02.04 на VIII Всемирном русском народном соборе, одобрен 09.09.04 Межрелигиозным советом России) // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2004. № 4. С. 8-12.

2. Доклад «О механизме взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-эконо- мического развития регионов» // Вестник совета по национальной конкурентос- пособности «Стратегия и конкурентоспособность». 2006. № 7 (10). С. 51-63.

3. http://www.gov.spb.ru

4. http://duma.tomsk.ru/lib.files/9/1289_3468.pdf

5. http://www.zspk.gov.ru/files/laws/3/354/354.pdf

6. http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/law/oz-162.txt

7. http://www.appr.ru/rus/legislation/2/

8. http://www.volgaleaders.ru/?id=163

9. http://www.orenburg-cci.ru/investments/commit/orenlow/